За идею энозиса погибло множество человек, еще больше поплатились за свою борьбу свободой. Основным противником этой идеи всегда была Англия. Что самое удивительное, в начале ХХ века именно Великобритания выступила с предложением Греции «уступить» Кипр. Как такое могло произойти и почему Греция отказалась от предложения, читайте в нашей статье.
Салоникский фронт 1915–1918
К концу 1915 года Сербия была оккупирована, а войска Антанты отошли в район города Салоники. Союзникам противостояли две болгарские армии, усиленные германскими частями, — всего 13 пехотных дивизий.
Премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обращается к Великобритании и Франции с просьбой направить контингенты союзников в Салоники, чтобы позволить Греции вступить в войну и выполнить свои договорные обязательства перед Сербией. Король Греции Константин I увольняет Элефтериоса Венизелоса с поста и отстаивает позицию нейтралитета Греции в войне.
11 октября союзники обсудили возможные варианты действий на Балканах, английская сторона упорно настаивала на срочном оказании помощи Сербии. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джорд заявил, что «Сербия является единственным препятствием между нами и великой враждебной мусульманской державой», кроме того, потеря Сербии была бы серьезным ударом по имиджу Великобритании.
Единственным препятствием была позиция Греции. Союзникам во что бы то ни стало необходимо было заручиться поддержкой Греции для продолжения миссии в Салониках и заставить ее вступить в войну.
Британское предложение Кипра Греции 1915 года
12 октября 1915 года британским послам в Бухаресте (Джордж Хед Барклай) и Афинах (Фрэнсис Эллиот) была поставлена задача втянуть эти государства в миссию в Салониках. Румынии предлагалась материальная и техническая поддержка.
13 октября министр иностранных дел Великобритании Эдуард Грей отправляет телеграмму Фрэнсису Эллиоту, в которой говорится, что, «если Греция присоединится к нам сейчас, ее границы останутся незыблемыми, и, более того, она получит дополнительные территории после окончания войны».
На что Эллиот ответил, что грекам необходимо предложить территориальные компенсации прямо сейчас. Он выступал за предоставление Греции побережья Фракии вверх до Александрополя, а также «дополнительных территорий согласно результатам войны».
Премьер-министр Франции Рене Вивиани также считал, что уступка Восточной Фракии была настолько привлекательным предложением, что Греция не могла отказаться от него.
У союзников был и план Б: в случае отказа Греции вступить в войну должно быть использовано принуждение.
С крайне необычным предложением выступил английский политический деятель, будущий идеолог Лиги Наций Роберт Сесил. Он высказал предложение передать Кипр во владение Греции в обмен на ее сговорчивость. «Мне кажется, что, если мы сможем предоставить греческому народу возможность немедленно оккупировать Кипр, это будет намного привлекательнее обещаний территориальных преимуществ по окончании войны».
16 октября английскому послу в Афинах Фрэнсису Эллиоту была отправлена телеграмма со следующим содержанием:
«Исходя из интересов Греции правительство Его Величества просит поддержки Сербии. Греция не должна допустить падения Сербии. Если Греция готова оказать поддержку Сербии в качестве союзника, правительство Его Величества будет готово передать Кипр Греции. Более того, если Греция присоединится к союзникам, после окончания войны у нее будут преимущества, полученные по результатам военной кампании. Предложение передачи Кипра, сделанное Великобританией, остается в силе при условии, что Греция окажет союзникам немедленную и полную военную поддержку».
Последний абзац этой телеграммы был отправлен отдельно, в нем Эдуард Грей говорит следующее: «Вы (Фрэнсис Эллиот) должны немедленно начать переговоры по передаче Греции Кипра. Это предложение не зависит от предложения, которое сейчас рассматривается румынским правительством».
Из телеграммы Эдурда Грея можно выделить два момента.
Во-первых, уступка Кипра использовалась как приманка, чтобы втянуть Грецию в войну на стороне Сербии, возможно, силами, поддерживающими идею энозиса как в Греции, так и на Кипре.
Во-вторых, Британия дала греческому премьер-министру Александросу Заимису небольшой отрезок времени для принятия решения (по факту временные ограничения даже не были указаны) для надлежащего ответа по данному предложению.
По сути, на греков оказывалось психологическое давление с целью раскрыть их истинные намерения. При таком подходе предложение уже не кажется таким искренним, как казалось вначале.
Более того, Британия, скорее всего, была уверена, что кабинет Заимиса не примет предложение о передаче Кипра в качестве условия участия Греции в войне.
Когда предложение было озвучено Заимису, премьер-министр Греции заявил, что не может дать ответ, пока решение не будет рассмотрено Кабинетом министров. В свою очередь Эллиот подчеркнул, что «передача Кипра — уникальное предложение» и остров будет гарантирован Греции независимо от исхода войны.
19 октября Эллиот сообщил, что предложение Кипра должно быть представлено Совету министров (включая короля Константина I).
Официальная позиция Греции по предложению Кипра
20 октября Александрос Заимис выступил с обращением перед британскими и российскими министрами о том, что, «согласно заключению греческих военных, было решено не предпринимать никаких действий и поддерживать доброжелательный нейтралитет по отношению к союзникам. Никакие предложения не могут изменить позицию правительства по данному вопросу».
Официальный текст Греции на британское предложение по Кипру последовал 22 октября 2015 года:
«Правительство при дворе короля Греции выражает почтение за благородные мысли и предложения английского правительства, которые выражались в уступке острова Кипра. Для нас это большая честь, данное предложение открывает огромные перспективы для национальных стремлений и наполняет сердца греков радостью. Но как бы ни было заманчиво это предложение, это не отменяет всей серьезности событий, с которыми столкнулась Греция, более того, данное решение может привести к вооруженному сопротивлению на территории Сербии».
После данного письма греческий посол был вызван на официальную встречу, где ему сообщили, что «кипрское предложение более не является действующим».
Итоги
При оценке истории с передачей Великобританией Кипра Греческому королевству вытекает ряд ключевых моментов, которые и стали причиной невозможности реальной передачи Кипра Греции:
Напомним, что Королевство Греция объявило войну центральным державам и вступило в Первую мировую войну лишь 2 июля 1917 года.
Материал подготовлен на основании статьи Ставроса Ставридиса «Греко-кипрский энозис октября 1915 года „Упущенная возможность”».