Разграбление древностей: как Кипр потерял часть своего культурного наследия
Во второй половине XIX века отсутствие государственной защиты и низкий уровень образования среди бедных слоев населения Кипра нанесли серьезный ущерб культурному наследию острова. Банкиры, дипломаты и коммерсанты, проживавшие на Кипре, соперничали в коллекционировании древностей, скупая их у местных торговцев. Это способствовало массовому разграблению древних гробниц и святилищ по всему острову. Затем артефакты перепродавались музеям Европы и Америки.
Эпоха Чеснолы: 35 000 артефактов в Америке
Назначение Луиджи Пальма ди Чеснолы американским консулом на Кипре в 1865 году (позже он стал консулом России) положило начало десятилетнему периоду неконтролируемых «археологических» раскопок. Проживая в Ларнаке, он организовал масштабные поиски древностей не только в окрестностях Ларнаки и Фамагусты, но и в Аматусе и Курионе (район Лимассола).
Чеснола собрал огромную коллекцию древностей и стремился продать их одному крупному покупателю, которым в итоге стал Нью-Йорк. В общей сложности он отправил в Америку 35 000 экспонатов. Однако его интерес к археологии не ограничивался коммерцией: он продал свою коллекцию при условии, что для нее будет создан музей, где он станет первым директором. Так появился знаменитый Метрополитен-музей.
Европейские коллекционеры и торговля древностями
В 1885 году на Кипр прибыл археолог из Берлина Макс Онефальш-Рихтер. Первоначально он был назначен лесничим, но в свободное время вел раскопки, как официально, с разрешения правительства, так и нелегально. Он нанимал местных копателей и скупал у них находки, наладив активную торговлю артефактами с музеями Европы.
В 1890 году на остров прибыли британские ученые, которые проводили раскопки в различных частях Кипра, включая Саламин, Энгоми и Марион. Их открытия пополнили коллекции Британского музея в Лондоне, Музея Эшмола в Оксфорде и Музея Фицуильяма в Кембридже.
Примерно в то же время оксфордский историк сэр Джон Майрес начал систематизировать кипрские древности, что для того времени было новаторским подходом. В 1896 году он составил Каталог Кипрского музея, а в 1914 году — Каталог коллекции Чеснолы в Нью-Йорке.
Закон о древностях: защита культурного наследия
Одними из наиболее профессиональных археологических исследований стали раскопки Шведской кипрской экспедиции под руководством Эйнара Йерстада (1927–1931), сопровождавшиеся научными отчетами.
В 1935 году колониальное правительство Кипра приняло Закон о древностях, в результате чего Кипрский музей в Никосии перешел под государственное управление. Новый закон предусматривал разделение находок между иностранными археологическими миссиями и Кипрским музеем. Именно по этой схеме значительная часть открытий шведской экспедиции была передана в Стокгольм, где впоследствии появился Музей Средиземноморья (Medelhavsmuseet). Аналогичная договоренность действовала с французской экспедицией в Вуни и Энгоми под руководством К. Ф. А. Шеффера — часть находок попала в Лувр.
Джеймс Стюарт проводил раскопки в Вуни, Лапаце и Айя-Параскеви (Никосия), а найденные артефакты пополнили коллекции Музея Николсона в Сиднее, а также ряда музеев Европы и Америки.
В 1964 году Закон о древностях был изменен: с тех пор все археологические находки, обнаруженные на территории Кипра, принадлежат государству. Это позволило не только расширить Музей Кипра, но и создать новые региональные и городские музеи, где хранятся артефакты, найденные в ходе археологических миссий.
1. Британский музей, Лондон
В 1987 году в Британском музее в Лондоне была организована специальная галерея для кипрских древностей. Финансирование предоставил Фонд А. Г. Левентиса (семья Левентисов родом с Кипра), и галерея была названа в честь мецената. Ее создание во многом стало возможным благодаря сэру Дэвиду Ханту, британскому ученому и филэллину, который был первым британским верховным комиссаром на Кипре после обретения независимости в 1960 году.
Одной галереи оказалось недостаточно, чтобы представить все кипрские артефакты музея. Основная галерея Левентиса демонстрирует репрезентативную коллекцию, охватывающую все исторические периоды. Однако другие значимые находки, такие как эгейские вазы и золотые украшения из гробницы Энгоми, выставлены в разных залах, объединенных с экспозициями предметов эгейской культуры.
2. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Когда коллекция Чеснолы впервые была выставлена в этом музее, она вызвала ожесточенные споры среди экспертов. В экспозиции встречались скульптуры с головами, не соответствующими туловищу, а также предметы сомнительного происхождения. Со временем интерес музея к кипрскому искусству ослаб, и выставка сократилась до 25 монументальных статуй, размещенных вдоль коридора, ведущего в кафетерий, а также нескольких микенских артефактов, представленных в греческих галереях. Основная часть коллекции отправилась в хранилища.
В 1928 году около 30 000 экспонатов из коллекции Чеснолы были проданы с аукциона. В музее остались только шедевры, среди которых два богатых известняковых саркофага V века до н. э. из Аматуса и Голгои. Часть артефактов отправилась в Музей Ринглинга (Флорида), где до сих пор хранится в коробках. В 1990-х годах музей инициировал программу обновления галерей, в результате чего около 500 предметов коллекции Чеснолы вновь выставили в четырех залах, один из которых финансировался Фондом Левентиса.
Несмотря на спорное происхождение многих экспонатов, эта коллекция остается одной из крупнейших собраний кипрских древностей за пределами острова.
3. Лувр, Париж
Лувр начал приобретать кипрские артефакты раньше других европейских музеев — с 1863 года — благодаря усилиям французских археологов-любителей, таких как Мельхиор де Вогюэ, Эдмон Дютуа и братья Колонна-Чеккальди. Позже музей пополнился находками из коллекций Чеснолы и Онефальша-Рихтера.
Значительный вклад внесли французские археологи К. Ф. А. Шеффер (раскопки в Вуни и Энгоми, 1934–1974) и Жан Берар (раскопки в Пафосе), что позволило существенно расширить коллекцию музея. В Лувре экспонируются кипрские артефакты бронзового и железного веков, среди которых знаменитая колоссальная каменная ваза из акрополя Аматуса (VII–V века до н. э.), поступившая в музей в 1866 году.
4. Другие французские музеи
Помимо Лувра, важные кипрские артефакты хранятся и в других музеях Франции.
Эти музеи вместе с Лувром формируют значительное собрание кипрских древностей во Франции.
5. Берлинские музеи
Еще до деятельности Макса Онефальш-Рихтера на Кипре государственные музеи Берлина приобрели значительные коллекции кипрских древностей, в том числе артефакты, приобретенные у Чеснолы. С 1887 года музей закупил у Онефальш-Рихтера около 1500 предметов; другие экспонаты были получены от торговцев антиквариатом в 1936–1937 годах.
Коллекции берлинских музеев понесли значительные потери во время Второй мировой войны — многие артефакты были вывезены в Москву, и лишь часть из них впоследствии вернулась. Сегодня кипрские древности собраны и экспонируются в Новом музее.
6. Российские музеи
Кипрские коллекции хранятся в трех крупнейших музеях России: Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Эрмитаже.
Изначально эти древности находились в частных собраниях, но после революции 1917 года были национализированы. В 2005 году был опубликован каталог, включающий предметы из всех трех музеев.
Пушкинский музей располагает специальной галереей кипрских древностей, где представлены репрезентативные экспонаты всех исторических периодов. Кроме того, в его коллекции есть значительное число кипрских артефактов, вывезенных в Москву из немецких музеев во время Второй мировой войны.
7. Музей истории искусств, Вена
Музей обладает редким мраморным саркофагом из Соли (Кипр), датируемым IV веком до н. э. Саркофаг прибыл в Вену в 1557 году, сменил нескольких владельцев и в 1805 году был приобретен музеем. Ранее он украшал сад императорского дворца.
Среди других значимых экспонатов — мраморная статуя Артемиды II века до н. э., найденная в Ларнаке.
8. Королевский музей Онтарио, Торонто
Музей получил свою кипрскую коллекцию в качестве даров от Зигмунда Самуэля и полковника Фолкленда Уоррена — английского офицера, служившего на Кипре. Уоррен владел частью артефактов, обнаруженных Онефальш-Рихтером в храме Аполлона в Тамассосе.
Наиболее важными экспонатами являются крупные терракотовые фигуры.
9. Женевский музей искусства и истории, Женева
Основу коллекции составляют приобретения Луи Кастана — швейцарского врача, который жил в Лимассоле в 1864 году. Он был археологом-любителем и коллекционером.
10. Национальный археологический музей, Афины
Музей приобрел крупную коллекцию кипрских ваз у торговцев в Александрии; другие экспонаты были подарены Археологическим обществом в Афинах. В музее также есть галерея Левентиса.
Особо выделяется известняковая голова бородатого мужчины, датируемая началом VI века до н. э.
11. Музей древностей Средиземноморья и Ближнего Востока (Medelhavsmuseet), Стокгольм
В 1931 году с Кипра в Швецию был отправлен 771 контейнер с примерно 13 000 зарегистрированных объектов, переданных Шведской кипрской экспедиции после завершения раскопок. Сначала артефакты хранились в армейских казармах, а в 1982 году нашли постоянное место в музее в центре Стокгольма.
Главная достопримечательность выставки — группа из около 1000 терракотовых статуй и статуэток из святилища Айя-Ирини. Фонд Левентиса недавно помог расширить музей и выделить дополнительное выставочное пространство для кипрской коллекции. В отличие от многих других собраний кипрских древностей, коллекция Medelhavsmuseet была раскопана профессионально, что делает ее ценным научным ресурсом.
Кроме того, многочисленные артефакты хранятся в запасниках за пределами Стокгольма. Группа ученых, один из которых является членом Фонда Левентиса, занимается их изучением и подготовкой к публикации.
Другие музеи с кипрскими коллекциями
Небольшие, но значимые кипрские собрания находятся в следующих музеях:
Во многих других музеях Европы, Америки и Австралии также имеются кипрские коллекции, включая частные собрания. Некоторые из них имеют собственные каталоги.