Несмотря на то, что эти предметы остаются пока достаточно обыденными — мы их видим на улицах постоянно, большинство из нас вряд ли припомнит, не то, что когда-то пользовались таксофоном, а верней всего — даже никогда не заходили внутрь телефонной будки на Кипре.
С одной стороны, бросающиеся в глаза «лондонские» телефонные кабинки, вызывают некую гордость и умиление (живем, как в Англии!) у постоянных жителей, и с другой - восторг и удивление (надо же, совсем, как в Англии!) у приезжих.
Но, надо заметить, что и в этом случае, как это часто бывает на родине Афродиты, точные данные о предмете затеряны где-то в архивах местного телекома и в умах сторожилов, не спешащих делиться малозначимыми по их мнению сведениями.
Короче: точной даты появления телефонных будок на Кипре обнаружить не удалось. А потому, мое исследование не может претендовать на исторически точный отчет. Тем не менее, первые упоминания о телефонных будках на Кипре начинают появляться где-то со второй половины 40-х годов прошлого века. Как легко догадаться — в хронике криминала и происшествий.
В 60-х годах телефоны общего пользования становятся на Кипре обычным явлением, тесня ставшими обязательными атрибутами платные телефонные аппараты в киосках-периптеро. Кстати, «последних могикан» из этого, некогда повсеместно встречавшегося оборудования, и сегодня можно увидеть в некоторых отелях и магазинах. С развитием мобильной связи эта услуга окончательно исчезла из обихода мелкой розничной торговли.
Спешите видеть, один из таких телефонных аппаратов на стене кафетерия Debenhams Olympia в Лимассоле Кипр. В ноябре-декабре этого года супермаркет закроется и одним комнатным таксофоном станет меньше.
На снимке выше — телефонная будка на углу улицы Анкара и Фейзи Паша (ещё один привет османскому прошлому, но это отдельная тема) визуально датируемая второй половиной 60-х.
Надо сказать, что большинство бывших жителей СССР не знакомы с одной особенностью телефонной связи за пределами великого и нерушимого: на телефон в будке можно позвонить.
Это выглядит лайфхаком, или давно забытым эпизодом из старых голливудских фильмов, но действительно, для множества людей было само собой разумеющимся звонить и ожидать звонка в оговоренное время у телефонной будки. Впрочем, помните (если настолько немолоды, конечно), как поражала бесконечная обыденность звонков в ресторан или кафе во французском кино: «Кто здесь господин Пьер, вам звонят по телефону!»
И еще одна, пожалуй, уже накрепко забытая деталь: пару десятилетий назад, в каждой будке, под дождем ли, или под солнцем, обязательно лежало два увесистых тома-директории на тонкой бумаге: Yellow Book с номерами и адресами учреждений, врачей, докторов и компаний и White Book с номерами простых смертных, абонентов телефонной сети.
Именно для этой цели и служит та самая полочка в будке, а вовсе не для того, чтобы на ней забывали очки или кошельки. Увы, эта реалия настолько далеко ушла в прошлое, что найти подходящую картинку удалось только на сайте платного контента.
Современные будки уже не подразумевают такой возможности, и теперь оставить что-то на полочке стало уже невозможно.
Понятное дело, что бизнес спешил воспользоваться столь удобным способом сообщить о себе, и страницы телефонных справочников были переполнены рекламой, за счет чего они и издавались совершенно бесплатно. Не правда ли, напоминает модель монетизации нынешнего интернета?
Несмотря на явное внешнее родство с британскими телефонными будками (нынешняя CYTA выросла из имперской Cable & Wireless), первые будки на острове представляли собой явную колониальную копию старых британских будок K2, воспроизведенных в местных условиях с оглядкой на оригинал, но не точно по чертежам. Ныне этих ветеранов можно еще встретить либо в качестве украшений кафе, либо, увы, на свалке.
Довольно быстро, однако, веяния из бывшей метрополии проникли в независимую телефонную компанию, и уже с начала 60-х на старых снимках можно видеть классические, те самые «лондонские» телефонные будки стандарта K6, распространившихся по всему Содружеству, от Канады до Новой Зеландии.
Печальные эпизоды противостояния полиции греков-киприотов с турецкими самопровозглашенными отрядами обороны доносят до нас и точно датированные кабинки английского образца:
Улица в центре Никосии Кипр, весна 1963 года.
Хотя, конечно, эти же будки можно найти и на более поздних и мирных фотографиях.
Как я уже упоминал, найти какие либо точные подробности о появлении телефонных будок оказалось нерешаемой задачей даже для у меня — это с моими то желаниеми и возможностями. Поэтому, порадую читателей добытыми с большим трудом упоминаниями о телефонных будках в тогдашней прессе.
Да, первые публикации, не связанные с сообщениями о разгромленном имуществе телефонной компании находятся только в 1955 году. И легко датируются по факту замены в сентябре 1954 года доставшихся по наследству от османов пиастров на 1/1000 от британского фунта милсы. Да, были на Кипре и такие разменные монеты!
Вырезка из другой газеты, Cyprus Mail, ввиду того, что оригинальное изображение оказалось нечитаемым.
Ну, и как же упустить возможность познакомить читателя с теми самыми забытыми монетами Кипра:
Выше пиастр, а ниже — сменивший их милс:
Дальнейшее изучение старых газет привело к еще одному историческому открытию: в то время, как Никита Сергеевич Хрущев обещал построить коммунизм к 1980 году, CYTA взялась в 1963 году обеспечить телефонными будками и каждый населенный пункт острова к 1965. Как видим, кипрский телекоммуникационный монополист оказался решительней и последовательней.
Да, заодно спешу заверить читателей, что я ставлю ссылки на англоязычную печать не по причине сегрегации, а просто из понимания того, что большинству русских английский текст все же понятней.
Уже к середине 60-х телефонные будки стали обыденностью везде, и только по независящим от CYTA обстоятельствам, на 37% территории острова эта услуга недоступна.
Я уже много раз обращал внимание на то, что порой самые важные вехи в недавней истории Кипра оказываются совершенно размытыми и недокументированными.
Это объясняется, прежде всего тем, что для местного образа мышления все эти изменения проходили так стремительно, что никто особо и не задумывался над отображением мелких деталей документально. Точно сказать, когда же в карманах и кошельках местных жителей появились телефонные карты, позволяющие не таскать с собой пригоршни мелочи и защищающие таксофоны от вандализма, нельзя. Но, можно смело утверждать, что это произошло не раньше первой половины 80-х.
Кипр стал одной из первых стран в регионе, получившим такую систему расчетов, это прежде всего объяснялось введением в строй цифрового оборудования, остававшегося в том же СССР приметой наступающего, но никак не наступившего будущего. Ещё 20 лет назад такие карточки были у всех, ибо автоматы попадались на каждом углу и звонили с них примерно с той же частотой и простотой, как сегодня по мобильному.
Купить такую карту можно и сегодня, но для этого надо приложить определенные усилия. В каждом киоске они давно не продаются, и если, кому-то взбредет в голову воспользоваться одним из оставшихся таксофонов, ему придется обращаться непосредственно в офис CYTA.
Ныне, из 4000 тысяч таксофонов, остававшихся в использовании 10 лет назад, работают только чуть более 1000, а звонков с них совершается исчезающее малое количество, измеряемое сотнями соединений в год.
Пропажу телефонных будок можно воочию видеть, обращая внимание на знакомые улицы:
6 лет назад, у Kanika Enaerios было 3 будки, а сегодня остается только одна:
Да, и нынешние остающиеся будки, тоже частично связаны с современными английскими, только в отличии от Альбиона на Кипре не спешат переоборудовать оставшиеся в хот-споты и USB-зарядки или аквариумы.
И под занавес — мёдом на сердце поклонникам классической Британии: в Декелии, до недавнего времени, оставалась «в ходу» самая настоящая, английская, красная будка модели K6. Если кто хочет проверить — пусть выложит фото, если ещё найдёт этот реликт ушедшей навеки эпохи.
При подготовке текста использованы источники Pattichion Municipal Museum и сообщества Λεμεσού μνήμες. История Кипра.
Источник: Cyprus Butterfly