На Кипре есть множество необычных памятников, о которых не рассказывают на экскурсиях, да и путешественник не всегда сообразит, что за его спиной находится тот самый, значимый для жителей, кусочек истории.
Монумент Свободы расположен на Бастионе Подокатро недалеко от старого акведука. Прямо на бастионе построена белокаменная темница, дверь которой̆ открыта и узники толпой̆ выходят на свободу. Наверху темницы двое вооруженных партизан поднимают вверх железную решетку, открывая дверь на волю, а над ними возвышается богиня Свободы. Монумент был установлен в 1973 году в память об освобождении из тюрьмы борцов ЕОКА, действовавшей под управлением бывшего полковника греческой армии – Гриваса.
Памятник сразу вызвал неоднозначную реакцию населения острова. Даже в наши времена эта достопримечательность отсутствует во многих путеводителях по Никосии.
Самый большой и известный памятник работы скульптора Николаоса Котзьяманиса был установлен 24 июля 1987 года во дворе архиепископского дворца. Огромная статуя высотой 10 метров и весом 14 тонн получила прозвище «Колосс» или менее официально «Биг Мак».
С момента установки непривычный размер скульптуры вызвал споры. В 2006 году глава православной церкви Кипра Хризостом II объявил памятнику настоящую войну. Ходят слухи, что причиной тому стал конфликт молодого Хризостома с президентом Макариосом III. В 2011 году во дворе архиепископского дворца состоялось открытие новой маленькой, хрупкой на вид фигуры из белого мрамора, а Биг Мак исчез.
Но 3 августа 2013 года состоялось открытие старого памятника на новом месте на горе Трони. Недалеко от него у могилы первого Президента, Архиепископа новой Юстинианы и всего Кипра, Макариоса III, круглосуточно несет свою службу почетный караул.
Морская дева носит на шее амулет с изображением Вергинской звезды, что указывает на ее связь с Александром Великим. Она была установлена 30 мая 2015 года, высота этой бронзовой скульптуры составляет 3 метра.
Жители Лимассола обвинили создателей в плагиате, так как годом ранее одна русалка уже появилась на крыше Порта Белло в Лимассоле. Также неоднозначную реакцию вызвало и само исполнение скульптуры, в частности то, что русалка из Айя-Напы является обладательницей двух хвостов.
Памятник Зенону Китийскому или Зенону-стоику - известному уроженцу Ларнаки и основателю философской школы стоицизма, стоит недалеко от набережной Финикудес на площади Европы рядом с муниципальным культурным центром.
Трехметровая скульптура философа установлена на высоком белом постаменте с памятной табличкой, которая сообщает, кто здесь запечатлен и его годы жизни. Зенон изображен в классической греческой одежде. Философ стоит с задумчивым взглядом, немного вытянув голову вперед, как-будто собирается выдвинуть очередную теорию.
Подойдя к памятнику, рекомендуем подумать о трех главных принципах стоиков:
На подъезде к монастырю Махерас внимание привлекает необычная скульптура – взметнувшаяся к небу бронзовая птица. Это памятник Григорису Афксентиу (Γρηγόρης Αυξεντίου), национальному герою Кипра, погибшему во время борьбы за независимость острова от Великобритании 3 марта 1957 года.
Попав в окружение вместе с четырьмя товарищами в горах, недалеко от монастыря Махерас, он отпустил их на милость врагов, а сам предпочел сражаться до конца. Британский офицер предложил и ему выйти с поднятыми руками, но Афксентиу ответил знаменитой фразой царя Леонида в битве при Фермопилах – «Приди и возьми» (Μολὼν λαβέ). Бойцы ЕОКА планировали продержаться до ночи и уйти в горы под покровом темноты. Но разозленные сопротивлением и гибелью нескольких своих солдат, британцы облили бензином и подожгли убежище противников. Григорис Афксентиу сгорел заживо.
Чтобы увидеть вторую часть композиции, нужно свернуть с основной трассы и по грунтовой дороге подъехать к холму, над которым возвышается птица. На холм лучше подняться пешком. Сверху открывается шокирующая картина – выложенная мрамором круглая площадка диаметром двенадцать метров, а на ней – обугленные человеческие останки в натуральную величину.
Перед установкой памятника было много споров. Связаны они были с тем, что традиционным и неотъемлемым принципом греческой скульптуры всегда была эстетика, а обгоревший труп, воспроизведенный почти с фотографической точностью, красивым уж точно не выглядит.
Способна ли подобная композиция прославить подвиг, запечатлеть память о герое в сердцах людей или она вызовет ужас и ничего более? Однако, по просьбе членов семьи Григориса Афксентиу, памятник все-таки установили 2 марта 1997 года.
Источник: Cyprus Butterfy