Турции дали три месяца испытательного срока, чтобы доказать на практике, что деэскалация, зафиксированная Европейским союзом, не была показной, но заслуживающей доверия. Большинство государств-членов согласились с докладом Жозепа Борреля о будущем европейско-турецких отношений, в котором высокий представитель ООН предложил двусторонний подход к Турции.

Мяч в этой игре переходит к лидерам Евросоюза, которые после изучения полного текста доклада Борреля определят следующие шаги в европейско-турецких отношениях. В понедельник, 22 марта, Джозеп Боррель заявил, что ЕС будет наблюдать за поведением Турции до июня следующего года, когда намечено провести заседания Совета Европы по данному вопросу.

В связи с предстоящим саммитом «5 + 1» министр иностранных дел Никос Христодулидис в понедельник провел частную встречу с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем. Целью встречи было передать личное послание президента Анастасиадиса господину Мишелю в дискурсе последних событий.

Ближайшие месяцы, по оценкам Никосии, будут решающими, поскольку по пятистороннему саммиту и по предварительным переговорам с Грецией и Ливией будут судить о доверии к Турции.

В своем докладе Боррель ясно дает понять, что курс ЕС зависит от поведения Турции. Позиция Анкары в решении кипрского вопроса и на переговорах по территориальным спорам с Грецией — это фактор, по словам г-на Борреля, влияющий на европейско-турецкие отношения. Отчет сулит Турции не только пряники, но и кнут.

Кнуты и пряники для Турции

Курс Евросоюза будет зависеть от самой Турции, говорится в докладе Борреля, представленном министрам иностранных дел.

Тезисы доклада:

В своем докладе высокий представитель Евросоюза отмечает постепенное ухудшение политической основы отношений между ЕС и Турцией, что привело к прекращению использования инструментов и процедур для двустороннего сотрудничества. Ухудшение связано со следующими причинами:

а) действия Турции в Восточном Средиземноморье, которые напрямую бросили вызов суверенным правам Республики Кипр в ее морских зонах;

б) резкое усиление провокационных действий против Греции;

c) неспособность добиться прогресса в переговорном процессе на Кипре, сопровождаемая угрожающими действиями и негативной риторикой;

г) активное вмешательство Турции в большинство региональных конфликтов, что противоречит интересам ЕС в целом;

e) дальнейшее ухудшение внутренней ситуации в Турции, в частности в области основных прав и экономического положения, что явно оказало негативное влияние на двусторонние отношения Турции со странами — членами ЕС, а также на отношения между ЕС и Турцией.

Высокий представитель также выразил свою полную поддержку переговорному процессу под руководством Генерального секретаря ООН и возобновлению переговоров. Он добавил, что и ЕС, и ООН призвали Турцию отказаться от односторонних действий в Вароше, то есть открытия прибрежных территорий в анклаве.

В докладе подтверждается, что участие и поддержка ЕС в кипрском вопросе имеют существенное значение для деэскалации напряженности в регионе, при этом уточняется, что непризнание суверенных прав Кипра Турцией продолжает блокировать «некоторые направления» сотрудничества.

Авторы отчета считают, что для того, чтобы усилить наметившуюся положительную динамику и способствовать более тесному сотрудничеству между ЕС и Турцией в целом, ЕС должен предложить ряд возможных областей для сотрудничества. Предварительным условием остается сохранение и укрепление Турцией конструктивных усилий в ближайшие месяцы.

Пряники

  1.  Более эффективное и взаимовыгодное выполнение основных положений Совместной декларации 2016 года, в основном в миграционном направлении. В частности, незамедлительное возобновление процесса возвращения с греческих островов репатриантов.
  2.  И наоборот, государства — члены ЕС должны активизировать переселение из Турции в ЕС наиболее уязвимых групп сирийских беженцев.
  3.  Сосредоточиться на укреплении экономических отношений между ЕС и Турцией путем модернизации Таможенного союза.
  4.  Поддержание открытых каналов связи полезно для поддержки в Турции экономических и отраслевых реформ.

Кнуты

В отчете предусмотрены «разумные, масштабируемые и обратимые» меры:

  1.  Принятие дополнительных санкционных списков, уже согласованных в ЕС в декабре 2020 года.
  2.  Ограничительные меры в рамках существующих режимов санкций могут быть усилены, может быть рассмотрен вопрос о включении в санкционные списки юридических лиц.
  3.  Дополнительные ограничения на экономическое сотрудничество между ЕС и Турцией, включая работу Европейского инвестиционного банка и других финансовых институтов.
  4.  Меры, нацеленные на другие важные секторы турецкой экономики, такие как эмбарго на предоставление туристических услуг, негативные протоколы по поездкам из стран — членов ЕС и т. п.
  5.  Дополнительные меры ЕС в области энергетики и связанных с ней сферах, такими как запрет на импорт/экспорт определенных товаров и технологий.

Источник: philenews.com Фото: cypriumnews.com